Монета Одигитриевская церковь 2009 год
Монета Одигитриевская церковь (XVII в.), Смоленская область (серебро, 3 руб.) 2009 год
Номинал 3 рубля
Качество пруф
Металл, проба серебро 925/1000
Масса общая, г 33,94 (±0,31)
Содержание
химически чистого
металла не менее, г 31,10
Диаметр, мм 39,00 (±0,30)
Толщина, мм 3,30 (±0,35)
Тираж, шт. 10000
Дата выпуска: 01.07.2009
Каталожный номер: 5111-0186
Аверс: в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2009 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс: в центре - изображение архитектурного комплекса Одигитриевской церкви, ниже - дата "XVII в." и надпись в две строки: "СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ", вверху по окружности - надпись: "ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ".
Художник и скульптор: Ф.С. Андронов.
Чеканка: Cанкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Одигитриевская церковь построена в XVII веке на территории Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, является одним из двух трехшатровых храмов России. Благодаря многочисленным реставрационным работам сохранилась в первоначальном виде, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.
Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой.
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.