Монета Художник Крамской 2012 год
Монета Художник Крамской И.Н. - 175-летие со дня рождения (серебро, 2 руб.) 2012 год
Номинал 2 рубля
Качество пруф
Металл, проба серебро 925/1000
Масса общая, г 17,00 (±0,18)
Содержание
химически чистого
металла не менее, г 15,55
Диаметр, мм 33,00 (±0,20)
Толщина, мм 2,40 (±0,20)
Тираж, шт. 5000
Дата выпуска: 04.06.2012
Каталожный номер: 5110-0116
Аверс: в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ДВА РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс: в центральной части диска монеты - цветной портрет художника в четырехугольной рамке, слева на втором плане - контурное изображение художника, рисующего на мольберте, справа от портрета - даты в две строки "1837" и "1887", слева вверху вдоль канта - надпись: "И.Н. КРАМСКОЙ".
Художники: Е.В. Крамская.
Скульпторы: Компьютерное моделирование.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 195 рифлений.
Иван Николаевич Крамской — русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель и организатор «передвижников», Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как, Л.Н. Толстой (1873); И.И. Шишкин (1873); П.М. Третьяков (1876); М.Е. Салтыков-Щедрин (1879) — все эти работы находятся в Третьяковской галерее. Выразительная простота композиции, ясность фигуры в портретах И.Н. Крамского подчеркивают ведущую роль глубокой психологической характеристики.
Родился художник 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии в семье писаря городской думы. Учился в Острогожском училище, где и окончил курс с похвальными листами по всем предметам — двенадцати лет от роду. В той же думе, где служил его отец, И.Н. Крамской служил посредником по полюбовному межеванию. В пятнадцать лет поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года, а когда минуло шестнадцать покинул Острогожск с харьковским фотографом, снимавшим в городе войсковые учения. С этим фотографом И.Н. Крамской объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста. В 1857 году Иван Николаевич приезжает в Петербург и, не имея никакого систематического художественного образования, подает документы в Академию художеств. Успешно сдав экзамены, он оказывается студентом Академии, в стенах которой ему предстояло провести следующие шесть лет жизни. В 1863 году случился знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологическую историю, отказались соревноваться за Большую золотую медаль и хлопнули дверью. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старостой и вдохновителем которой стал И.Н. Крамской. С ростом популярности «явилась, — по словам И.Н. Крамского, — у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Художник, в конце концов, изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Бросив «Артель», И.Н. Крамской не пустился в «автономное плавание» — он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». В эти годы Иван Николаевич сблизился с П.М. Третьяковым. Впоследствии И.Н. Крамской был главным советником знаменитого мецената и исполнителем ряда его заказов.
Любящий муж и заботливый отец, Иван Николаевич часто писал свою семью: «В парке. Портрет жены и дочери» (1880) — одна из таких работ. В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечился от сердечной болезни под наблюдением русских врачей, а в свободное от лечения время давал уроки рисования своей дочери Соне — в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Ушел из жизни И.Н. Крамской за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля) 1887 года, художник несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг Иван Николаевич побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт.
Источник: информационный сайт: http://www.kramskoy.info/.